gorod

Гармония это…йога или естественен ли человек этому миру?

Йога заключается в глубинном, всем своим существом, постижении главнейшей из характеристик этого мира- его гармоничности.
Мир абсолютно пропорционален, уравновешен. Не только каждый, пусть даже самый маленький его элемент, но и каждая из его особенностей находится в полном согласии со всеми остальными, без исключения, компонентами этого мира.
Эта гармония стоит за всем и всегда, просто осмотревшись вокруг, даже в кажущемся хаосе листьев, травинок или стремительно несущихся на землю капельках дождя присутствует стройный, обоснованный разумом глобальной целесообразности порядок, все именно так как оно должно быть.
Гармония больше всего заметна в смене дня и ночи, росте деревьев, совершенстве форм, ритмов и глубинных закономерностей таинства жизни на этой земле. Все на что бы ни упал наш взгляд естественно, без какого бы то ни было чрезмерного напряжения находится на своем месте, мир представляет из себя единство очень разных и непохожих друг на друга стихий, элементов и духовных сущностей. Каждая форма материальной жизни в то же самое время обладает своим собственным уровнем одухотворенности, идеально соответствующим ее высшему предназначению в рамках всего бесконечного океана бытия и берет в окружающем ее пространстве ровно столько сколько требуется именно ей на ее месте для благоденствия, отдавая ровно столько, сколько требуется для процветания других, окружающих ее форм, без ущерба для себя. Так все пребывает в радости и гармонии, переживая любой контакт в качестве дара свыше.
И правда, посмотрим на пчел. Разве не в уравновешенном спокойствии отправляются они по своим делам, разве не с достоинством они принимают любые превратности среды. Даже уходя в вечное небытие они не ведают об унижении, компромиссе и ненависти к кому бы то ни было. Гармония животной одухотворенности не оставляет места ненависти, злобе и предвосхищению мести. Разве горный камнепад прерывая жизнь стада туров руководствуется ненавистью, разве животные умирают в унижении, окунаясь в бездну бессильной злобы мести? Все живые существа переживают как свое рождение так и уход в небытие находясь в гармонии с окружающим миром. За всем внимательный наблюдатель способен обнаружить следы действия мудрого и милостивого закона, суть которого, для простоты можно выразить следующим образом:
Любая жизнь существует, подчинившись власти естественного закона гармонии. Естественность этого закона, прежде всего, проявляет себя в благоденствии как самого существования каждой из форм этой жизни, так и благоденствии плодов этого существования через расслабление, через спокойное подчинение всего и вся естественному течению энергии, через подчинению зову своих страстей. Страсти являются естественным проводником животного духа через сплетения и орнаменты языка гармонии, повелевающего всем и вся для блага каждого полноправного представителя этого мира.
Самое ласковое и свободное животное рядом с человеком это возможно кошка.  Разве человек видел когда-нибудь за плавной грацией вспышек ее жизни амбицию, честолюбие или месть- только следование своим страстям, только изящество абсолютной целесообразности. Разве можно допустить, что действия кошек хоть в малейшей степени могу стать причиной исчезновения их вида? Кошка как и любая органичная составляющая этого мира всем своим существом хранит верность закону гармонии. Поэтому естественная жизнь самопроизвольна, и самодостаточна. Но только при том условии, что в ней вдруг не появится чуждый элемент, руководимый страстями согласованными и гармоничными какой-то совершенно иной среде, миру, уже неведомому, но, тем не менее, возможно, более сильному нежели этот.
И все же. Оказавшись в лесу, вдохнув свежей чистоты его воздуха, человек на какое-то мгновение будет захвачен этим совершенством, красотой и разумностью окружающей его гармонии и совершенства. Так в человеке дают всходы семена гармонии, большой и светлой мечты, нашептывая ему, своего рода, миф о потерянном рае человечества. Так человек может вдруг обрести ориентир, подсознательно, находясь в гуще деловой активности, напряжении боя или боли порождения новой жизни, стремиться, осознавая свою неуместность в собственноручно созданном и так дорого оплаченном искусственном мире, бросающем вызов, диссонирующим всему сущему.
Живя в городе и наслаждаясь комфортом его бытовых удобств человек неосознанно стремится на природу, откладывая путешествие на время отпуска или даже старости.
1. Несомненно, что человек приходит в этот мир, получая от этого мира все необходимое для своего счастья нуждается в гармонии с этим миром и при этом, все таки, предоставленный своим страстям не является его органичной частью, без особой мудрости обреченный на бесплотную борьбу, в которой ему не дано выйти победителем.
Самый беглый взгляд на то, как жизнедеятельность человека разрушает окружающий его естественный и совершенный мир, наводит на подозрение о том, что существование человека, как личности, враждебно окружающему его миру. И хотя все, что человек потребляет живя жизнью своего тела, так и жизнью своего духа, он (человек) берет из окружающего его мира, очевидно, что без особой, невидной обычным глазом тайны, он здесь лишний.
Что откроется нашему взору в апокалиптическом допущении о гибели природы?- Очевидно быстрая и мучительная смерть человека, ставшего причиной этой самой гибели.
Что же мы увидим, допустив исчезновение человека как вида?
-Перед нашим взором откроется торжество природы: возрождение приговоренных человеком к вымиранию видов, буйный цвет растительности… человек пассивно следующий своим страстям лишний на этой земле.
Так людям открывается удача, ощутить в себе пустоту, которую можно заполнить только открывшись высшей мудрости знаний о гармонии. Но сначала давайте рассмотрим сущность внутреннего конфликта, приводящего к конфликту экзистенциональному.
2. Развитие человека как личности возможно только в обществе, в основе которого стоит конкуренция и противостоянии одних людей другим, ибо только высшее старание дает высший результат, что без жестких внешних условий не позволяет человеку преодолевать инерцию своего рационального ума. Таким образом, наивысшим осуществлением таких условий является технократическое общество с максимально развитой социальной структурой, а соответственно, обществом максимального конфликта и противостояния. В противостояниях и конфликтах победителями выходят те, кто может заручиться наибольшей поддержкой других людей, что возможно, в частности, только и исключительно через увеличение качества и количества потребляемого по сравнению со своими конкурентами. Человека победителя, в привычном для нас смысле, творит искусство и культура, слишком дорогостоящие без того, чтобы в качестве непременного следствия не означать гонки потребления природы, разрушая царившее в ней совершенство и гармонию. Так человек нарушает гармонию этого мира самим своим существованием и его прогрессом.
3. Переживание неразрешимости конфликта между страстями человека и естественными законами этого мира, усугубляется целым рядом ложных домыслов. Весь спектр подходов к решению данной проблемы можно выразить в форме четырех точек зрения, каждой из которых придерживается определенная группа людей.
К первой группе относятся те люди, которые считают, что гармония не нарушена, все происходит своим чередом, и осознанно отдаются во власть своих социальных инстинктов, мысля себя повелителями природы, легко оправдывая творимое ими зло могуществом и силой, которых они достигли, игнорируя естественные законы природы. Расплата приходит незамедлительно, и даже список самых незначительных последствий такого нарушения гармонии в состоянии напугать любого: тут и депрессии, самоубийства, нервные и физические болезни… которые неминуемо должны привести к полному рассогласованию всего со всем.
Вторая группа людей встает на диаметрально противоположную позицию. Считая, человека органичной частью природы, и не желая замечать подлинной глубины этого противоречия, они призывают вернуться «обратно к природе», ложно допуская, что раньше такое уже имело место и современный путь развития был выбран в результате роковой случайности, в обход разума и естественных закономерностей развития. Они проповедуют жизнь на свежем воздухе в экопоселениях, ручной труд, отказ от прививок и современной медицины… Принципиальная ошибочность, и даже более того, порочность данного пути легко проследить на судьбе примитивных народов, еще недавно населявших огромные территории, а сейчас живущих маленькими группками за счет торговли сувенирами, по милости и благодаря программам помощи людей, принадлежащих к первой группе.
Земля ограничена в объеме, человеку не дано бесконечно уходить в лес, мир полон людьми борющимися за минимальные средства выживания, а история, в свою очередь, доказала, что люди создающие технологии, медицину, искусство и культуру в больших городах через нарушение гармонии неминуемо победят, рано или поздно вступив на их территории, и выходя в конфликте интересов победителями.
Третьи, придерживаясь философии «золотой середины, полагают, что решение находится где-то между первыми двумя. И реальная ситуация в мире в большей степени отражает именно эту точку зрения. Люди первой группы развивают свои общества высасывая все из природы, нарушая, таким образом равновесие естественной гармонии, калечат свое существование. Люди второй группы, на пути «обратно к истокам», ближе к земле, противопоставляя высоким технологиям первой группы ручной труд, затем, во втором поколении обрекают себя на потерю. Постепенно они теряют приобретенную ранее землю, естественным образом оказываясь в трущебах больших индустриальных центров, никуда при этом не переезжая, при этом не располагая эффективными стратегиями жизни в непривычном для них обществе. Так было с индейцами, так сейчас происходит с амишами в Соединенных Штатах
Гармония, как и вообще во всех остальных случаях, лежит совершенно в иной плоскости. И основой этого пути является медитативное принятие человеком своей роли в мире в ее подлинном смысле- в виде непрерывного процесса гармонизации обоих измерений своего бытия в их неразрывном единстве.
Согласованность и единство эго, видящего в своем могуществе единственный смысл своего существования и окружающей среды, как единственно доступного пространства своей самореализации, достижима через тонкое чувствование, ясное видение и предельную вдумчивость с более высоких этических позиций- это Йога.
Пусть для человека гармония невозможно через простое подчинение естественному закону своих бессознательных побуждений, как это возможно у животных. Для человека, гармония- результат постоянной работы его эго по собственному совершенствованию, повышению своей силы и могущества в теле, обществе и окружающей среде.
Йога- путь раскрытия естественности через совершенствование своего эго путем познания меры вещей- прослеживания сущностных, но скрытых от непросвещённого взгляда связей. Любое же истинное познание, как утверждает это Йога, начинается с познания глубин своего собственного существа, постепенное осознание и принятие фактических противоречий своего существования.
Вторым по значимости является осознание того, что гармония- состояние динамическое, и в нем нельзя находиться всегда однажды достигнув, подобно реке, в которую невозможно войти дважды. Гармония- это постоянное соизмерение своих самых пылких и амбициозных помыслов с ценой их реализации в рамках всего безбрежного космоса живой материи.
Третьим по важности, можно назвать поддержание гармонии во всех измерениях человеческого существования, понимание того, что любое пренебрежение в одной сфере своей жизни, непременно вызовет разлад в других. Человек, обосновавшийся в йоге непременно успешен, радостен и щедр. Своему телу он дает упражнение, уму концентрацию и расслабление, семье уверенность, предприятию порядок, государству прогресс. Отдавая всего себя для поддержания гармонии, такой человек получает все.
Йогические практики могущественны, в силу того, формулируются с точки зрения, которая значительно превышает познавательные способности как эго, так и животного ума человека. Йогические практики- во многом, результат личных прозрений и доброго созидательного внимания человека к основополагающим закономерностям мироустройства.
Концентрируясь, ища, поддерживая и согласовывая все от себя зависящее каждый отдельный человек в состоянии обрести радость торжества своего духа в прекрасном и гостеприимном мире.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *