Po soobrazheniyam sovesti

По соображениям совести? 2016. Фильм по реальным событиям. Анатомия героя. Стоит ли брать пример с Дезмонда Досса?

Великолепный фильм, первый, второй и последний выводы о котором должны абсолютно отличаться друг от друга.  В чем причина? Описание фильма обещает художественное осмысление реальной истории парня, добровольно отправившегося на фронт и при этом религиозного радикала «адвентиста седьмого дня», принципиально отказавшегося даже прикасаться к оружию. При этом парень становится настоящим героем и получает высшую в стране государственную награду, совершив реальные, а не вымышленный подвиги и оставшегося верным своему зароку.

Кроме кадров становления личности самого Дезмунда Досса в фильме масса действительно ценных и правдоподобных кадров. Особое внимание обратите на героизм японцев, к сравнению с ними я еще вернусь.  Отдельно, вне судьбы героя просмотрите сцены первой беседы с сержантом, кроме оригинального юмора (сравнивать с параллельной сценой в «Форресте Гампе») обратите внимание на необходимости с самого первого контакта вести себя с «солдатами», исходя из целевого взаимоотношения в бою, то есть, сержант начинает и продолжает развитие отношений исходя из целей этих отношений, что потом существенно влияет на эффективность. Отличные съемки боя, кровь оторванные конечности, разложившиеся трупы, предельно правдоподобно. Отметьте для себя как солдаты теряются, и сержант полностью берет на себя координацию действий своих подчиненных.  Кажется, что он один сохраняет хладнокровие, он одного за одним поднимает людей в атаку, на японский дот, идеальная выучка и практическое понимание практической психологии взаимодействия на пределе сил и возможностей, полезно провести аналогии с любым управлением большими массами людей в затрудненных обстоятельствах. Каждая сцена фильма уникальна, правдоподобна и стоит отдельной узкоспециальной статьи.

dossПосле просмотра фильма стоит прочитать хотя бы википедию про Дезмунда Досса, чтобы по-настоящему оценить работу сценариста, режиссера и актеров.

Американскую патриотическую пропаганду сразу отложим в сторону, если страна не продвигает всех, кто готов рисковать жизнью в форме ее вооруженных сил, то такая страна будет завоевана или уже находится на самом дне политической жизни планеты, поэтому этого обсуждать не будем.

Первое ложное умозаключение, которое современный россиянин хочет сделать, заключается в том, что причиной всему искренняя вера и помощь бога. Такой вывод, действительно можно сделать. Нам показывают героя работающим в церкви, читающим библию и искренне отважно демонстрирующим свою религиозную принадлежность. Христианин не может быть ни настоящим мужчиной не героем, сама догматика этого учения против таких личных качеств. Хотя имя этого человека уже послужило пропаганде этого учения в Америке и продолжит теперь на территории всего остального мира, ничего в поведении героя не имеет никакого отношения к христианству, все глубже и интереснее.

Второе ложное умозаключение, сводится к вере в то, что перед нами образцовая личность, внутренний мир которой стоило бы тиражировать, обучая своих детей на его примере. Дезмунд Досс гораздо более интересен как человек, как личность и как солдат.

Что в герое замечательного? Специально для тех, кто фильма еще не смотрел и википедию не читал. Парень был настойчив, противостоял всей американской армии, пытавшейся его перевоспитать своими очень радикальными методами, а затем не только остался при своем, но и спас жизни, без преувеличения, сотням солдат, включая своих мучителей и преследователей. Дезмунд Досс постоянно находился в самых горячих точках войны с Японией более трех лет в качестве санитара, выжил, сохранил здоровье и дожил до 87 лет.

Doss1Ключевое событие фильма вполне документально показывает, как оставшись на кряже (укрепленная и хорошо простреливаемая японцами высота) после отступления основных сил американцев, Досс не спасается вместе со всеми, но в теечении пяти часов возвращается на поле боя, подбирая раненных и спуская их вниз на веревке. Так он спасает жизни 75 своим боевым товарищам.

«Я не пытался стать героем. Я смотрю на все это с такой позиции – вот горит дом, а внутри плачет маленький ребенок – что заставляет мать зайти внутрь и спасти его? Любовь, вот что. Я просто любил своих парней, и они любили меня. Я не считаю себя героем. Я просто не мог отказаться от них, так же как мать не может бросить в беде своего ребенка». Дезмонд Досс.

Это полный и исчерпывающий ответ про то почему он так поступил. Как мы видим, здесь нет ничего про Иисуса, вполне естественное и здоровое описание здорового человека. И все-таки, вопрос в том, как такое поведение стало возможным. Дезмунд Досс не отставший в развитии Форест Гамп, он вполне адекватен и социален… или в этом сравнении что-то есть? Однозначно режиссер «Форреста Гампа» использовал историю Дезмунда Досса в качестве прототипа своего героя.

Как и в «Форресте Гампе» первый вопрос, возникший у меня, какой процент людей оказавшихся на месте Досса выжил, а какой процент из вас выживет сам и успеет спасти еще 75 человек? Я таких не видел, и не могу себе представить, иначе как на основе фильма, а вы? Человек, игнорирующий прямую угрозу, и двигающийся навстречу опасности, это приговор, таких людей очень много, это они гибнут в первые минуты боя, разбиваются на мотоциклах, ломают позвоночник, гуляя по парапетам, смертность таких людей составляет 99%, немедленно после наступления смертельной угрозы. В лучшем случае, ребята оказываются без пальцев, глаз и рук еще в детстве и так избегают призыва в армию, тем и живы. Дезмунд Досс чем-то выделяется из их числа. Здесь уже пришло время сказать, что внедрение образа Дезмунда Досса увеличит число потерь многократно. Прочитайте про те бои, в которых участвовал Дезмонд Досс и сравните размер потерь у американцев и японцев. Где американцы теряют 3, японцы теряют 100 тысяч человек. Да, личность Дезмунда Досса очень близка, почти идентична личности его противника японца, который также как и Досс поражает своей отчаянной храбростью.

Не будь на этом кряже Досса, эти 75 человек наверняка бы умерли, и при этом, потери сторон были гораздо меньше, меньше было бы смерти, христианства и безумных политиков, которые всегда могут положиться на таких как Дезмунд Досс, отдавая фатальные для нации приказы. А как же его «принципиальность», ведь он не берет в руки оружия, не подчиняется приказам, и не склоняется под угрозой трибунала? Мы вынуждены разобраться речь идет о принципиальности, или сложном психологическом комплексе, бессознательно определяющем поведение человека? Doss2Принципиальность- определяется как радикальная готовность следовать принципу/идее, а соответственно, проверяется умением оперировать этой идеей в зависимости от  конкретной ситуации. Это как если вы «не убиваете своих конкурентов не потому, что боитесь крови, у вас трясутся руки, тело сковывает паралич от одной мысли это сделать… но потому, что вы верите, что бизнес это игра на деньги, а не на жизнь и предпочитаете, чтобы все так и оставалось», при том, что вполне готовы на поступок в соответствии с другим принципом, или вообще, «в принципе».  Японцы в фильме не сдаются потому, что император действительно заслужил их любовь и доверие, или они просто не в состоянии поступить по-другому? Про это читать «Хризантема и меч» Рут Бенедикт. Дезмунд Досс не принципиален. Солдат- орудие смерти в руках политиков, нанимать убийцу, нажимать на курок, лечить солдат, ставя их в строй такое же точно лишение жизни- убийство, мы понимаем, что перед нами просто некий специфический способ объяснять действительные чисто психологические причины. Не хотите разбираться в том, как это работает, не читайте дальше.

Просто представьте себе, что Дезмунд Досс готовится к бою, подлечивает того, кто официально обещал прийти в ваш дом, убить вашего сына или дочь, навести ядерный удар на ваш родной город, так уж он принципиален этот Дезмунд Досс?

По порядку. В фильме все есть. Ключевую роль играет три факта личной истории нашего героя, я и сейчас считаю его настоящим героем. Эти три факта: буйное проявление алкоголизма его отца, а на этой почве буйная религиозность его матери, случай, когда Дезмунд чуть не убил своего брата и случай, когда Дезмунд чуть не убил своего отца.

С отцом все понятно, ветеран войны, на глазах которого погибли его товарищи, не отличаясь развитой системой представлений вынужден постоянно переживать то, что ему видится «несправедливостью мира», алкоголь- традиционное решение для христианского мира. Напившись, муж жестоко избивает свою жену и детей. Мать проводит все время, выискивая в библии и учении своей секты объяснения такому устройству мира, и в частности, оправдывая поведение своего мужа в глазах детей, того же Дезмунда, который все чаще и чаще спрашивает о причинах.

Случай, когда Дезмунд в детстве чуть не убил своего родного брата. Нам показывают семью скандинавов, проживающих в Америке, красивые, физически и психически способные на все люди, что уравновешивается их адвентизмом. Нам показывают- Дезмунд храбр, силен, дерзок и отважен, все при нем. Они с братом проводят время на природе, лазают по скалам и деревьям, жестоко дерутся. В одной из таких драк брат падает на пол без сознания, мама начинает молиться, а отец бросается на помощь. Очевидно, что мальчик все время, пока брат приходил в себя, глубоко переживал происшествие как «убийство своего любимого брата», это остается с ним навсегда.

То, что Дезмунд физически и психически здоров нам показывается также и на примере его ухаживания за своей будущей женой, а также обстоятельств, в которых он ее встречает. Мы видим резкого, бесстрашного и очень способного человека. Дезмунд- человек, отличающийся подвижным интеллектом, способностью концентрироваться на предмете и чрезвычайной выносливостью, он обладает врожденными качествами и талантами, поднимающими его сильно высоко над другими людьми, даже в кругу его семьи.

Третий факт. Об этом факте он сам говорит, когда объясняет свой «принципиальный отказ» прикасаться к оружию, отсутствие логической связи между фактом и решением, само по себе доказывает, что все дело не в его принципиальности, иррациональность его поведения. Итак, однажды его отец с пистолетом в руках жестоко избивает его мать, и уже взрослый Дезмунд бросается на отца, вырывает из его рук пистолет… и направляет на отца. Сам Дезмунд говорит, что «хотя и не выстрелил, но в своих мыслях уже убил своего отца», после чего он и дал себе такой зарок, никогда не прикасаться к оружию.

Doss3Сколько раз с самого детства в жизни Дезмунда Досса повторялась последовательность: глубоко травмирующее происшествие (избиение матери отцом), затем выслушивание христианских объяснений матери о причинах такого поведения отца. Какие это объяснения, как христианство объясняет пьянство, избиение беззащитной и ни в чем не повинной женщины? Мы все знаем эти объяснения, если в общих словах то: он человек не может контролировать свои естественные импульсы, животные страсти или грешные мысли, под влиянием сатаны, из-за своего неверия, слабости веры… может так себя вести. Во всем виноваты естественные рефлекторные побуждения, лежащие в  основе природы человека. На отлично выученную многократным повторением последовательность чрезвычайно интенсивных образов ложится новый слой еще более высоко заряженных образов, в которых сам Дезмунд, в силу силы своих внутренних и не до конца осознаваемых побуждений является причиной смерти, убийцей, человеком гораздо более плохим и порочным, нежели человек, избивающий его маму!!!

Далеко не каждый способен в момент пикового переживания вот такой вот двухслойной системы заряженных чувственных образов высокой интенсивности принимать какие бы то и было решения. Это состояние еще называется аффектом, а иногда даже для суда может быть признано основанием для отмены обвинительного приговора убийце. Но Дезмунд способен в таком состоянии думать, он принимает решение, исключающее саму возможность фатального насилия. Дезмунд Досс зарекается брать в руки оружие.

Психологическая модель, контролирующая поведение Дезмунда Досса заключается в радикальном подавлении своих инстинктивных импульсов, в качестве реакции на высокую степень психического напряжения. Фильм великолепно показывает напряжение боя: запредельная интенсивность, сменяющих друг друга фатальных для жизни обстоятельств, смерть, кровь, крики ярости и боли, свирепые самоотверженные атаки противника, которых стоит ожидать тем больше, чем хочется расслабиться, спрятаться, побежать… И когда, в самый страшный момент боя, уже после приказа к отступлению все отступают, Дезмунд оказывается единственным способным действовать, собранным, сосредоточенным человеком, в голове которого звучит приказ- спасай жизнь!!!

Еще рано чувствовать к нему глубокую благодарность, здесь время осознать: эффективное выживание Дезмунда Досса, после срабатывание его установки, является суммой его физических качеств, силы, быстроты, выносливости  и концентрации, плюс совпадение удачных обстоятельств, помогавших прятаться и уклоняться от пуль, ускользая от прицелов противника. Сумма факторов, на которые не разумно рассчитывать, готовя себя и других к выживанию в подобных обстоятельствах.

Хорошенько обдумайте, прежде чем решать, что в основе возможности этого подвига лежит божественное одобрение за отказ от прикосновения к оружию и вегетарианство Дезмунда Досса.

Тем не менее, Дезмунд Досс настоящий герой, воин, победивший в схватке со смертью. Его подвиг, как и матери спасающей свое дитя из огня, в том, что в тот самый миг аффекта, в его голове звучит приказ спасать ЖИЗНЬ. Он герой, потому что там могло звучать или видеться все что угодно, от рекламы до шутливой песенки, но в голове Дезмунда Досса звучат мысли Героя.

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *