draki v Kitae

Школьные драки в Китае или почему я рад, что мой сын учится в китайской школе.

Перед тем как отправить своего сына в китайский детский сад, а затем в школы мы всякого наслушались и на-воображались. Спешу сообщить, что большинство этих отзывов в целом соответствуют истине, и о том, чтобы отправлять ребенка в китайскую школу стоит хорошенько подумать, точно так же, как стоит хорошенько подумать о том, а ехать ли вообще в Китай.

Я в обоих случаях ответил для себя и своей семье, что стоит, и воспринимаю данный нам шанс не иначе как большую удачу и знак свыше. Объясню почему.

Чтобы больше к этому не возвращаться сразу отбросим неинтересный мне вопрос о качестве даваемых в школе теоретических знаний. В Китае хорошие учебники, новые красивые оборудованные по последнему слову техники классы, добрые и фанатично преданные своей работе учителя, но объем теоретических и практических навыков явно чрезмерен, излишен и недоступен для освоения в полном объеме даже для крайне одаренного чада, даже китайского, самой природой предназначенного для многократного выполнения монотонных операций на протяжении всей своей жизни.

Я учился в такой себе средней московской школе, где не все было плохо, где предметы давались совсем не плохо, но в голове от этих десяти лет ежедневой каторги от этих знаний совершенно ничего не осталось, более того, полюбить учебу и знания я смог не благодаря школе, но ей вопреки. Так мне пришлось принуждать себя к позднему перечитыванию школьной литературы, чтобы обнаружить, что она действительно стоит прочтения. Также мне после школы пришлось пересмотреть отношение к основным научным дисциплинам, чтобы оказалось, что математика с физикой увлекательны, история поучительна, биология практична, а география способна расширять также и границы воображения, как она расширяет границы нашего физического мира. И если бы не эта долгая кропотливая ревизия, только и оставалось бы благодарить школу за навыки борьбы с ней. Из китайской школы ваш ребенок, однозначно, также не выйдет знатоком естественно научных и гуманитарных дисциплин, хотя как и я в Бибирево пройдет полный курс всего и вся в объеме провинциального университета.
Khalid s molotomУчитывая все вышесказанное, я настаиваю на том, что китайская школа уникальный жизненный опыт для моих детей, и успешное прохождение этого опыта, пусть и под моим руководством, а также в опоре на мою жизненную философию, открывает ребенку колоссальные перспективы последующего завоевания этого мира и осуществления своих самых смелых мечтаний. Да, именно такие цели я ставлю себе как отец.

Что откроет ребенку ворота в жизнь, позволит ему в безопасной для жизни обстановке выработать самые важные навыки самостоятельного преодоления препятствий на пути к своим и вашим целям? Что единственно способно стать прививкой от усталости, уныния, разочарования в себе и мире, а также общего замешательства относительно приоритетности своих прав на жизнь и обязанности?

Ответом на этот вопрос является наиболее общая и при этом детальная картина этого мира. Ошибочно думать, что такое развитое представление о мире можно приобрести, выслушивая родительские нотации, морализаторский бред. Правильные представления о мире это не теория и не мораль, а в первую очередь правильное осмысление необходимого опыта реальных общественных процессов. Правильное осмысление, когда речь идет о еще формирующейся психике ребенка, может осуществляться только под руководством более опытного и целенаправленного руководителя. Разумеется, для своего ребенка таким руководителем могу быть только я, для китайских детей такими руководителями являются их учителя. Особенность китайских педагогов для нас это прежде всего полная, фантастическая, можно сказать маниакальная продуманность всего учебного процесса каждым отдельным педагогом. То есть, китайская учительница, или воспитательница в школе, в каждый отдельный момент совершенно и абсолютно знает что и как она должна делать, как минимум на протяжении ближайших нескольких дней, поэтому она просто всегда и везде неукоснительно следует своему плану- более того, когда у тебя в классе как минимум 50 учеников, а после уроков ты еще до поздней ночи отвечаешь на ВСЕ сообщения и вопросы ВСЕХ родителей, ВСЕХ детей, чтобы затем в 7 часов быть на рабочем месте- по-другому с такой нагрузкой просто невозможно справиться. Попав в китайскую школу, мой сын оказался внутри сложного и идеально отлаженного часового механизма, механизма, который даже и не собирается лично под него подстраиваться, но сам толкает его внутрь себя, шаг за шагом, деление за делением, очень методично и целенаправленно включая его в свой состав.

v perchatkahОй! Какой ужас, какой кошмар! Мой ребенок не робот и не шестеренка, и тому подобные глупости я уже слышу в ответ на мое восхищение этим процессом. Ну и зря! Как я уже сказал, школа это полигон, школа это тренировочный стенд, школа это вакцина от смерти, а не пансионат или развлекательный центр с веселыми клоунами. Школа это подготовка человека к жизни в реальных условиях. А в реальной жизни, если вы оказываетесь в неправильных местах в неправильное время вас взрывают, раздавливают, простреливают, разбирают на органы, сажают в тюрьму, выкидывают на улицу умирать с голода… во всех тех ситуациях, когда вы пытаетесь ожидать от мира того, что он вам давать не собирается и никогда не даст иначе, как если вы этого не заслужите, показав всему этому миру лучшего себя, в лучшей форме и расположении духа!

Жизнь человека это жизнь в обществе, и если вы вдруг подумаете, что вы только тело, интеллект, эмоции или хуже того, просто «бессмертная в своем вечном сиянии бесплотная душа», то это заблуждение непременно отзовется в вашем теле болью разложения.

Китайская школа отличный, почти идеальный полигон для приобретения ребенком навыков выживания и доминирования в обществе как себе подобных (по возвращении домой), также и себе не подобных- китайцев. Прямо без всякой подготовки оказавшись в России, среди отравленных терпильством и гуманизмом русских детишек, для моего сына совершенно не составило никакого труда взять контроль над старшими и физически развитыми детьми, приступить к организации игр на более справедливой основе, ко всеобщему удовольствию.

Итак, школа- полигон безопасной отладки механизмов адаптации к конструктивному и целенаправленному овладению превратностями этого мира. Являясь, по своей сути лысой обезьяной, человек, а также его детеныши не способны выживать в одиночестве, а поэтому все определяет способность человеческого существа занимать, а затем играть в обществе экспертов существенную роль, сделать себя для них незаменимым, взять на себя одни обязанности и перепоручить другие своим сотоварищам. Более того, каждому из нас нужна решающая позиция именно в команде экспертов, а не в кучке лузеров, романтиков или изгоев. Нам нужна именно самая сильная в своей среде группа, группа способная обеспечить себе свободу, безопасность и уважение, необходимые для того, чтобы уделить максимум внимания именно важным и насущным вещам, потому что лузерам придется просто бороться за свое существование, так никогда и не приступив к решению главных вопросов.

KhalidВ нашей школе мой сын единственный белый ребенок, все остальные относятся либо к большинству хань (汉族) или к религиозному доминантному меньшинству хуи (回族). Один против всех, один за всех, никаких поблажек от сверстников. Идеальная ситуация.

Китайцы организованны, естественны и по своей сути и воспитанию имеют патриотические, расовые и национальные установки по отношению к тебе и друг к другу, они великолепны. Китайцы не стесняются быть собой, им не ведома никакая версия нелепой толерантности или общечеловечности, им комфортно и уверенно быть самими собой, чего они естественным образом потребуют и от вашего ребенка. Бонусный пакет бесплатного курса самоуважения для каждого иностранного ребенка, из рук в руки, как говорится. Китайцы в отличии от вас не считают, что «не важно какого ты пола, какой расы, какого языка и происхождения, а лишь бы ты человек был хороший», для них совершенно нормально и естественно требовать к себе уважения за то кем они являются. Также для них естественны и ваши требования уважать себя и других за то, кем вы являетесь. Если ваш ребенок этого не умеет, его этому попытаются обучить на практике. Сами посудите, кому нужно «абсолютно никчемное ничто» с раздутым чувством важности своих бесформенных переживаний???

Попав или определив самую конструктивную в классе команду вашему ребенку мало в нее попасть, но предстоит в ней бороться за самый высокий статус, а вернее бороться за постоянное повышение своего статуса. Имейте в виду, что белому ребенку предстоит не только подтвердить и доказать группе свою расовую, национальную и культурную ликвидность но и постоянно демонстрировать высоту своих личных качеств, верность своему слову, доброту, порядочность и силу. А для этого ему также придется победить свои собственные предубеждения и заблуждения, освоить новые модели поведения, чуждые для него культурно и психологически. В качестве бонуса, ваш ребенок научится уважать другие народы и языки, с почтением относиться к представителям других видов, признавать их преимущества и недостатки, а также успешно ими манипулировать.

Chinese schoolВ новой школе нашлись его товарищи по детскому саду, и это также стало дополнительным уроком, как для него, так и для нас. Парнишка был его лучшим другом в детсаду, но проучившись отдельно целый семестр занял в классе лидирующее положение, создал самую эффективную команду с жесткой тоталитарной иерархией подчинения, и уверенно доминировал до прихода моего сына. Сначала они вспомнили долгую дружбу, но фактическая ситуация вылезла на 3-й день, здесь нельзя вот так просто по старой дружбе вписаться в уже существующую иерархию, место в ней надо заслужить. Бывший товарищ предложил моему сыну начать с самого низа, став рабом. Разумеется, это ни в какие ворота не лезет, и начались жесткие разборки, один против всех. Бывший товарищ бросил на сына толпу своих рабов, один против семи или восьми. Те просто без сомнений и страха на него бросились. Чего и следовало ожидать.

Как я уже говорил в других статьях, китайская культура, а в частности общественный регламент очень четко разработаны, и знание этого регламента дает во многих случаях является единственным средством к овладению ситуацией.

В данной ситуации, это правило утверждает, что неправ тот, кто занимает агрессивную и непримиримую позицию, при том, что драться за свои принципы и права для китайцев естественно и почетно. Китайцы не терпят тех, кто не готов обсуждать альтернативы и договариваться со своими оппонентами. Тех, кто занимает непримиримую позицию и не готов договариваться ждет «глухая стена», никто не будет разбираться прав ваш ребенок или нет, поэтому вам придется обучать его давать отчет в своих поступках и предлагать свои решения прежде чем вступать в драку.

«Глухой стеной» я называю такую реакцию китайского общества на неадекватов при которой их просто выталкивают за пределы своего круга и перестают обращать внимание на их даже вполне естественные и нормальные для до этого права.

По приходу домой сын нам все рассказал и получил исчерпывающие инструкции относительно правил «борьбы в толпе»: никогда не бегай за всеми сразу, выбери самого слабого и не обращая на толчки в спину добивай его пока не внушишь ужас во всю команду! Если ваш ребенок абсолютное ничто, то учтите что в этой ситуации он будет тем, кого первым бросят в бой и кто как раз и будет наказан за всех, кем-то вроде моего сына. Дальше, мы разработали план мести конкретному виновнику, тому, кто поцарапал моего сына под глазом.

Отдельно скажу, что лидер руководил нападением со стороны, отдавая приказы, но сам в драке не участвовал. И в конечном счете пошел на мировую, когда узнал, что именно он следующий. Неплохо его родители воспитали.

Roslov clubВсе было точно так, как мы к этому готовились. Сначала Халид (мой сын) отловил в туалете, того кто поцарапал его под глазом, и сделал ему больно. После чего у него сразу завелись свои собственные друзья- своя команда из двух человек. А на второй день опять вступил в драку с толпой, но уже с поддержкой из двух человек: на Халида напали, когда он шел один. Потом родительница неудачника показывала мне фото порванного глаза и ужасных царапин нападавшего, сын показал себя очень хорошо- царапины были на том же месте, что и у него, но гораздо жестче и ужаснее на вид. Мамаша попросила в следующий раз бить ее сына «не по лицу», поэтому мы несколько дней подряд отрабатывали удары в печень.

Отдельное спасибо Владимиру Самсоновичу Рослову, великому тренеру и педагогу, за поставленную моему сыну технику бокса, мечтаем вернуться в Бишкек и продолжить тренировки под его чутким руководством.

Очень важным уроком для нас было так же особое понимание китайцами понятия друг и дружба. В китайской культуре и языке (как и во вьетнамском) нет полных  эквивалентов этим понятиям. 朋友(пхэнг йоу)- это не друг, это просто самое близкое понятие, которое не означает некоего общего правила отношений или статуса этих отношений над отношениями с другими во вневременном пространстве, как это у нас с понятием «друг». Пхэнг Йоу это тот с кем ты например сейчас здесь играешь, правильнее его понимать как «партнер по игре», но не друг. То есть, тот самый мальчик, с которым мой сын три года вместе играл в детском саду, не был ему другом, а был его «пхэнг йоу», партнером по игре. Другая игра другие «пхэнг йоу». Это ни плохо ни хорошо, а так как есть и все тут.

Принимая во внимание ранее сказанное последнее правило жизни в динамичной команде заключается в том, что необходимо постоянно повышать свой статус, как в самой команде, так и среди конкурентов, а для этого надо постоянно доказывать свое превосходство среди своих товарищей. Это отнюдь не означает, что надо быть лучшим во всем, или всех кто тебя в чем-то лучше непременно надо травить или оскорблять. Это правило требует, быть непревзойденным экспертом в своей сфере, или в той зоне, за которую ваш ребенок отвечает. Так, мой сын хорош в человеческой психологии, смелости и абстрактном мышлении, ему в команде нужны те, кто будет хорош в письме и чтении, математике, английском и запоминании стихов. Вакансии открыты.

Khalid vesnoiВ китайском классе также параллельно и планомерно усилиями учителей выстраивается система официального лидерства: учителя выдвигают активных и способных к лидерству ребят, чтобы через них отдавать распоряжения и проводить свою политику. В отличии от времен СССР, где мы принципиально вставали в позицию отрицания по отношению к официальным назначениям, и старостами были исключительно ябеды и ничтожества, которых мы в педагогических целях били после уроков, в Китае официальная вертикаль воспринимается без напряжения. Китаец с детства приучен вписываться в существующие общественные системы, не спорить с ними, но и не принимать их глубоко к сердцу. Таким образом, в китайском обществе есть запасные варианты, на случай когда неформальные группы криминализируются или переходят под контроль деструктивных личностей, педагоги всегда могу исправить ситуацию в опоре на официальный актив, а все дети (или не очень) традиционно согласятся с разумностью такой меры.

Мой сын только в самом начале первого семестра, ему еще предстоит множество циклов смены упомянутых последовательностей, но уже сейчас можно сказать, что он получил положительны опыт, хочет идти в школу, любит и уважает хозяев этой страны и настроен на конструктивное с ними взаимодействие.

Будьте на связи, обязательно продолжим.

Школьные драки в Китае или почему я рад, что мой сын учится в китайской школе.: 1 комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *